пятница, 3 мая 2013 г.

Турагенты в белых халатах

Турагенты в белых халатах

Многие турагентства включаются в медицинский туризм в надежде повысить рентабельность своего бизнеса. Но привлекательным этот сектор рынка будет для тех, у кого есть долгосрочные планы. 

Медицинский туризм — относительно новое направление. В Украине агентства такого профиля работают более пяти лет и предлагают весь спектр услуг, которые предоставляют их зарубежные коллеги. Однако для многих даже опытных туристических агентов медицинский туризм — это терра инкогнита, которая успела обрасти мифами о сверхрентабельности и массовости. Действительно, стоимость лечения за рубежом может достигать десятков, а то и сотен тысяч долларов. Соответственно, услуги в медицинском туризме более дорогие, чем в традиционном.
Совершенно уверенно можно говорить о перспективности данного направления. Ни реформа здравоохранения США, ни политические и природные катаклизмы не смогут существенно повлиять на феномен медицинского туризма — он и в дальнейшем будет активно развиваться, охватывая все больше стран и национальных систем здравоохранения. Сейчас в индустрии уже задействовано более 50 стран. 
Игроки, которые вложили достаточные средства в обучение и интернет-технологии, используют новейшие модели ведения бизнеса, имеют терпение и упорство, получат стабильный бизнес в медицинском туризме. «Долгоиграющие» компании в этой сфере могут рассчитывать на медленный рост в долгосрочной перспективе. 

20 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
И СЕГОДНЯ

Организация и продвижение медицинского туризма — дело такое же тонкое, как Восток (Восточноазиатский регион), где собственно все и началось лет 20 тому назад. Сам термин «медицинский туризм» впервые появился в Таиланде и Сингапуре в конце 1980-х, когда эти страны стали развивать въездной медицинский туризм, предлагая качественные и дешевые медуслуги. 
Медицинский туризм воспринимается как «медицинский аутсорсинг» среди специалистов здравоохранения, как «глобализация здравоохранения» — в СМИ, и как «лечебные каникулы» — самими медицинскими туристами. Нынче все больше экспертов признает, что определение «медицинский туризм» не совсем удачное, так как характеризует только часть отрасли: стоматологический, пластический, спа- (лечение в санаториях и спа-отелях) и check-up-туризм (профилактический осмотр и обследования). Когда же речь идет о действительно больных людях, нуждающихся в сложной диагностике, лечении и реабилитации, то, по-видимому, корректнее говорить о «лечении за рубежом». 
В условиях глобализации здравоохранения все больше стран с высокоразвитой индустрией туризма (Турция, Индия, Сингапур, Таиланд, государства Латинской Америки) инвестируют в медицинский туризм. И туристы в этих странах могут не только отдыхать, знакомиться с достопримечательностями, но и решать свои проблемы со здоровьем, улучшать внешность. Это уже сложившаяся практика сочетания отдыха с получением медицинских услуг. Поэтому самый большой поток клиентов медицинского туризма во всех направлениях связан с лечением у стоматолога, проведением пластических операций и оздоровлением на курортах. 
Направления, которые ранее были сугубо туристическими, сейчас становятся и медицинскими: Турция, Италия, Тунис, Хорватия, Болгария, Польша, Венгрия, Испания, Франция, Австрия, Индия, Египет и другие.

МЕДПРОВАЙДЕР — БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТУРАГЕНТ
Важно понять, что медицинский туризм — это прежде всего организация медицинского процесса, все же остальное, туристическое, — лишь приложение. Речь идет не о продаже туров, а о сложном многоступенчатом процессе организации лечения, общении на равных и построении взаимовыгодных партнерских отношений с лучшими медицинскими центрами и клиниками мира.
Координаторы медицинского туризма должны иметь специальное образование, которое предусматривает знание мировой и национальных систем здравоохранения, культурологии и многих других дисциплин, а также базовых туристических технологий. К слову, в одном из университетов Германии уже действует мультидисциплинарная программа MBA «Медицинский туризм».
Чтобы обычное турагентство стало медицинским провайдером, его сотрудникам необходимы специальные знания менеджмента глобального здравоохранения и рынка медуслуг международного уровня, контакты с зарубежными клиниками, принимающими иностранных пациентов. В серьезном агентстве, как правило, есть сотрудники с медицинским образованием и знанием иностранных языков. 
Однако есть направления медицинского туризма, с которыми может справиться любой туроператор — это бальнеологический (или спа-туризм), а также пластический, стоматологический и check-up-туризм. В таких случаях услуги продаются в виде медико-туристических пакетов, разработанных клиниками и туроператорами. 
Предлагая выездной лечебно-диагностический туризм, турагенты выступают людьми в белых халатах: они сами связываются с зарубежной клиникой, выбранной туристом, переводят и передают выписку из истории болезни, проводят переговоры относительно места и времени лечения. Также они разрабатывают детальный план поездки, бронируют билеты, ищут жилье для пациента и его родственников, организуют трансфер, обеспечивают переводчиком и т. п. 
Турфирма берет на себя ответственность за пребывание клиента за границей, курирует его в поездке, оказывает поддержку при возникновении любых вопросов. 
Некоторые агентства специализируются на определенных странах, а другие предлагают лечение в разных уголках мира. 

ВЫБОР УКРАИНЦЕВ
В отличие от жителей развитых держав, которые экономят на медицинских услугах, отправляясь на лечение в страны третьего мира, украинцы едут за границу, свято веря в безграничные возможности западной медицины. Традиции оздоровительного медицинского туризма в нашей стране были заложены еще лет 20 назад, когда после чернобыльской катастрофы тысячи детей в рамках оздоровительных программ побывали на Кубе, в Германии и других странах.
Основными направлениями лечебного туризма для Украины остаются Германия и Израиль, где находится множество агентств медицинского туризма с русскоязычным персоналом. Все большей популярностью пользуются клиники Турции, Сингапура и Южной Кореи — за прекрасные результаты лечения при невысоких ценах на медуслуги. 
А поездка в страны с традиционно высокоразвитой и продвинутой медициной (Германию, Израиль, Швейцарию, США) — это чаще всего единственная надежда на постановку правильного диагноза и шанс на выздоровление. 

ЛЕЧИМ В УКРАИНЕ
А чем наша страна может привлечь иностранных туристов, нуждающихся в медицинских услугах? Как правило, их интересует лечение стволовыми клетками (из-за невозможности такового у себя на родине), стоматологические услуги (благодаря их высокому уровню при сравнительно низкой стоимости), вспомогательные репродуктивные технологии. Значительным потенциалом для развития медицинского туризма обладают также курорты с минеральными водами и целебными грязями.
Перспективным может быть предоставление услуг внутреннего и регионального медицинского туризма. Например, в последнее время многие киевляне для решения стоматологических проблем ездят в провинциальные города, а также в более дешевые соседние страны (например, в Беларусь). Это нормальная практика и для зарубежного медицинского туризма: американцы едут в Мексику, британцы — в Будапешт, японцы — в Южную Корею, индонезийцы — в Малайзию и Сингапур, а жители Центральной Африки — в ЮАР.
Надвигающийся на Украину Eвро-2012 может стать прекрасным стимулом для развития въездного медицинского туризма, если заинтересованные клиники поднимут свой уровень до международного и проведут маркетинговую кампанию, а турагентства будут предлагать дополнительные привлекательные пакеты медицинских и оздоровительных услуг. Кстати, это было опробовано во время чемпионата мира по футболу 2010 в ЮАР — болельщикам предлагали турпакеты, включающие медицинские услуги (пластические операции, spa-процедуры, лечение и протезирование зубов, диагностику). Воспользовались такими услугами немногие, однако южноафриканские медицинские провайдеры прорекламировали себя на весь мир.

Оксана ЛУЦЕНКО, MedVoyage, советник по
медицинскому туризму
Министерства культуры
и туризма Украины

Комментариев нет:

Отправить комментарий